Заказ штор. Как выбрать дизайнера. Часть 1

Итак, настал этот момент: вы заказываете шторы! Не покупаете в магазине, не шьете самостоятельно или с помощью любимой тети, а идете в салон, чтобы «отдаться в руки профессионалу». И вот теперь начинается самое интересное:
в какой же из близлежащих салонов текстиля заглянуть, и кому доверить оформление своего жилища.

Начнем обсуждение с тех, с кем вы и будете общаться, от кого во многом зависит конечный результат – с дизайнеров по текстилю.

Наблюдая такое огромное количество салонов и салончиков, можно сделать вывод о том, что не могут все в них быть профессионалами, и не везде можно получить то, зачем пришел. Причина этого хотя бы такая, что на профессию «Дизайнер по шторам» в нашей стране в высших учебных заведениях не учат в принципе, а спрос на кадры имеется и немалый. Соответственно, большая часть этих «кадров» устраивается на работу без опыта и специальных знаний, а работодатели предлагают учить молодых специалистов сразу на практике. А практика — это что? Именно! Работа с клиентами. А клиент у нас кто? И снова верно: им можете оказаться как раз вы. И, в общем-то, никто и обмануть вас не хочет, или сделать плохо, просто недостаток опыта и знаний может превратить заказ штор в долгоиграющую и/или необоснованно дорогую эпопею.

Небольшая ошибка на этапе расчетов ткани или пошива может вылиться в:

вариант 1. «лишние» метры ткани, которые потом просто останутся без использования;

или же вариант 2, после согласования сметы и начала работ вам сообщат, извиняясь, что вышла накладка, и дизайнер «забыл» посчитать расход материала на некую деталь, и нужно доплатить еще.

Конечно, есть заказчики, которые не согласятся ничего доплачивать, ведь в договоре сумма уже прописана, и тогда эти дополнительные расходы лягут на плечи салона и дизайнера. Но следствием этого как раз и станет то, что сей дизайнер начнет работать по варианту 1, то есть закладывать в расчет дополнительный метраж ткани «на всякий случай». Естественно, материалы для индивидуального пошива никогда не закупаются «в обрез», так как возможна усадка или деформация ткани при обработке, фабричный брак и т.д. Но этот запас – всегда в разумных пределах. Часто заказчики, уже имеющие не очень удачный опыт заказа штор, требуют у дизайнера досконально написать и начертить им обоснование расхода тканей и начинают выкраивать и экономить сантиметры, опасаясь обмана. Это тоже не совсем перспективный вариант, ибо после такой экономии, ткани действительно может не хватить, и придется делать дотачки, притачки и т.д., или же покупать новый целый метраж, так как не каждую деталь возможно «удлинить» без ущерба для внешнего вида.

современные шторы

Итак, мы видим, что от профессионализма дизайнера зависит очень многое, в том числе и смета всего проекта. Как же оценить этот профессионализм? Поинтересуйтесь, какое образование получил дизайнер, с которым вы общаетесь. В шторный бизнес приходят сотрудники, в основном, из трех направлений:

-собственно дизайнеры – выпускники художественных вузов или училищ, часто текстильных отделений. Такой дизайнер наиболее качественно поможет выбрать собственно дизайн, более грамотно впишет изделия в ваш интерьер, нарисует хорошие эскизы. Если вы не можете определиться со стилем, выбрать направление, то такой дизайнер будет наиболее полезен. Недостатком может быть то, что не все «креативные идеи» смогут быть воплощены в реальности. Здесь, как часто говорят исполнители и производственники, «дизайнеры понарисуют, а нам как теперь делать?» Но, набравшись опыта, дизайнер обычно справляется с этой проблемой, и начинает творить уже с оглядкой на реальность.

-бывшие/настоящие работники швейного производства. Вот уж у кого нет никаких проблем с технической реализацией своих фантазий, так это у тех, кто «от и до» прочувствовал весь процесс изготовления штор. Но не спешите радоваться – с дизайнерско-художественной составляющей у этих специалистов обычно похуже, чем у профессиональных дизайнеров. Хороший вкус, как говорится, либо есть, либо нет, а без базовых знаний о композиции, пропорциях, сочетании цветов, на одной только интуиции, не всегда далеко уедешь. Часто портфолио дизайнеров-швейников состоит из «богатых», накрученных моделей, сложных ламбрекенов, деталей с оборками, складками, рюшами, в общем, с тем, что показывает их техническое мастерство, но, зачастую, в ущерб дизайну. Поэтому такой вариант вам подойдет, если вы сами точно знаете, чего хотите, либо имеете уже готовый дизайн-проект штор.

-продавцы-консультанты, которых уже в ходе работы научили основным понятиям в сфере штор. Часто с опытом работы в около-интерьерных сферах – мебель, отделочные материалы и т.д. Плюсом, скорее, всего, станет их умение общаться с клиентом, грамотно вести заказ, своевременно оформить документы. По части же дизайна или технологии производства, к сожалению, это не самый лучший вариант. Такой сотрудник, скорее всего, «дизайну штор» учится в процессе всей своей работы, так как в индивидуальном пошиве, чтобы пройти на своем опыте все варианты моделей и сочетаний – потребуется не один год.

Конечно, из всех правил есть исключения, и такая классификация – это некое наблюдение, обобщение, но основанное на наших реалиях. Ведь встречаются действительно талантливые люди, которые безо всякого образования обладают утонченным вкусом, чувством цвета и композиции. Но мы ведь начали говорить о чем – что салонов, и дизайнеров в них, – море, следовательно, самородков на всех не хватит, как бы ни хотелось.

Продолжение см. часть 2.